Для того чтобы «проникнуть» в текст (его «внутреннюю жизнь»), мы должны встать либо на позицию автора, производящего этот текст, либо на позицию читателя, который этот текст воспринимает. Но есть ещё и некий «третий путь», минуя две указанные позиции. Мне представляется, что такой третий путь может быть доступен лишь тому, кто встал на путь Познания.
В самом начале всегда всё кажется сложным. Но затем всё непременно налаживается. Две мои последние статьи из серии 369 (11 и 12), и не только они, вызвали много откликов, но главная претензия читателей — сложность в понимании того, что я хочу донести до людей. На мой взгляд, нужно воспринимать материал и его задачи целиком, как некую одну объёмную структуру, которая создаётся с целью «встряхнуть читающего», но при этом НЕ ОГРАНИЧИВАЕТ в мышлении, подтолкнуть в направлении, которое представляется перспективным. Можно обозначить этот процесс попечительством, заодно и самому слову придавая более активное начало вне привычных обывателю материальных составляющих поддержки — образов «немощных стариков» или «несмышлёных юнцов», которых требуется удержать на плаву либо встроить в какую-то надёжную колею существования, различающуюся не более, чем ступенью материального достатка, формирующего потребительский уровень. Некоторым читателям НЕ ПОНЯТНО, их отталкивает и деморализует «оперирование узко дискретными понятиями», призванными, по моим, как они считают, несколько оправдательным объяснениям, — облегчить путь ищущих и познающих, и вроде бы даже это отчасти почётно — ведь нужно сперва окунуться в существующие научные направления и школы, в которых эти понятия и родились. И, как они считают (а я ценю уже одно то, что они считают самостоятельно), — путь-то получается какой-то уж больно обходной — человечество столько всего породило своими в разной мере гениальными умами… Бóльшая часть этого «порождённого» — вообще мимо цели и в рамках заданной узкой ограниченности, а остальное однобоко и дискретно подкрашивает некоторые немножко сокрытые аспекты реальности, другие категорически скрытые стороны и что-то ещё, нам вовсе неведомое. Но эти проявленные моменты — они и проявлены для современников самих проявителей и в рамках их образов мышления. Насколько это годно сейчас, когда на их взгляд, НУЖНА ПРЕДЕЛЬНАЯ ЯСНОСТЬ и простота, складывающаяся исходя из реалий, а не теорий научных направлений и школ, будь они психологическими либо математическими и т. д.? Читатели считают, что фактически я предлагаю примерить (или перенять) на себя чей-то образ мышления. Потому что любое научное направление, которое мной предлагается им, и понятия, которыми сам пользуюсь, — это результат рассуждения, в большинстве случаев одного человека, иногда с группой единомышленников с той же стратегией мышления, вместе с теми категориями, которыми оперирую и через которые произвожу свои построения и двигаюсь к намеченной цели. Можно конечно же с этим соглашаться или не соглашаться, но я предпочитаю смотреть на всё это как на успех той информации, которую отдаю, потому что глубина подобных размышлений — это и есть определённый успех личностного понимания и знаний людей, начавших так мыслить! И я очень рад тому, что мной отданное НЕ ВОСПРИНИМАЕТСЯ на веру. Вера начинается, когда кончается понимание.
Я прекрасно понимаю и читателей с подобной позицией, и людей, имеющих другую и иногда противоположную позицию. И мне очень хочется, чтобы все осознали (и те, и другие) — ту информацию, которую я вам отдал, отдаю и обязан отдать, — не опирается на авторство, в том числе и мое. Потому что сегодняшний неосознанный наш извечный ориентир на автора (авторов — носителей звучных имен, разнообразных званий и регалий…), нависающий над любой идеей, любым материалом и информацией, будто дамоклов меч, изначально разрушает и отгораживает автора от читателя, а идеи — от генерации и воплощения. Тогда и остаётся ориентир на одно — понимание. Этот уровень осознания и понимания получаемой информации несравним ни с чем иным. И если человек сможет отделить себя от сгенерированной им идеи, прямо и однозначно поставить её выше всего прочего по-людски мелкого и привычно значимого, причем НЕ НА СЛОВАХ, а действием, — это и сформирует у него уровень восприятия глубже и масштабнее на порядки обычного, это есть восприятие — в обход всех стереотипов и догм. Вот тогда должны (я очень на это надеюсь) проявиться по крайней мере ДВЕ МЫСЛИ. Первая — эта информация достаточно серьезна, и нужно её ПОНИМАТЬ, А НЕ ЧИТАТЬ. Она содержит и исторические примеры, и документы, и справочники, созданные вне рамок современной «науки», и каталог конкретных рекомендаций, предназначенный не только для простых людей, но и для очень серьёзных специалистов. Без такой (и не только моей) информации многие решения становятся ошибочными, что мы часто и наблюдаем в последние 20 лет. Все трагические ошибки, происходящие сегодня, связаны с тем, что «не прочитали», «не поняли…» и «неправильно действовали». И это стало нормальным и «объективным» оправданием в проводимых действиях, а если точнее сказать, — в бездействии от непонимания. Но и в этом конечно же есть свои плюсы, потому что непонимание и бездействие ярко выражено сегодня у тех «руководителей» (или так называемой элиты), о которых я рассказывал и ещё буду рассказывать, чтобы предельно понятным стало их участие (не участие) в сегодня происходящем. Это есть один из показателей — КТО И КАК умеет читать (воспринимать) и оценивать информацию, я неоднократно в этом убеждался. Мне посчастливилось работать с руководителями разного уровня: начиная с федерального, и заканчивая бизнес-структурами и т. п. Я прекрасно знаю, что и сегодня все руководители ежедневно получают аналитические отчеты по самым разным аспектам деятельности, причём отчеты очень квалифицированные. Но, к сожалению, эти аналитические материалы ДАЛЕКО НЕ ВСЕГДА использовались, и более того, их часто вовсе не читают. Не хватает ни времени, ни сил у тех, кому отчёты адресуются. Но это только отговорки. Суть — в непонимании этими «руководителями» предлагаемого и потери адекватного восприятия происходящего. Проблема оказывается не в том, чтобы разобраться с исследованием ситуации и дать рекомендации, а в том, чтобы извлечь информацию из этих материалов, понять её и безошибочно действовать. Тоже самое касается и той информации, которую я даю людям в своих статьях и книгах. И не нужно за это на меня обижаться. Нужно понять и идти вперед.
Вторая мысль такая: чтобы начать понимать и осмысливать, вникнуть в написанное мной, надо предложить технологию работы с текстом для тех, кто возьмет его в руки. Если попытаться понять текст (то, что я пишу и, конечно же, не только мои тексты), то помимо практической пользы для организации своей деятельности, как я думаю, можно получить удовольствие от работы с этой информацией, как от хорошей шахматной партии, которую вы выигрываете. Но для этого надо научиться ТЕКСТ ПОНИМАТЬ. Именно понимать. Понимание текста — это несравненно больше, чем чтение. Образование в нашей стране распространило своеобразное и неверное представление о понимании. Школьные требования свели понимание к запоминанию того, что нужно понять. Это можно отнести и к нашему с вами, и к школьному, да и высшему так называемому образованию. Способность повторить «на память», воспроизвести полностью и без ошибок некоторый текст считалось и считается пониманием в большинстве «народных» систем образования. В школе заучиваются стихотворения, формулы решения квадратных уравнений, таблицу Менделеева и др. Всё запоминается — и только.
Ошибка чтения заключается в том, что оно предполагает запоминание и действие «в пределах данной информации». А понимание означает «выход за пределы данной информации» — работу с тем, чего в тексте нет. Плоды такого образования пожинаются сегодня и во взрослой, в том числе и политической жизни.
Я поясню это на таком примере, который вполне подходит для тех, кто уже соприкасался с моими трудами и отданной через них информацией: предъявляю для понимания ряд чисел: 144; 89; 21; 377. Задаю вопрос: «понятно ли что это?». Практически всегда ответ такой: «Это арифметические числа 144, 89, 21, 377» (в пределах данной информации) — это чистое запоминание, которое абсолютно НИЧЕГО НЕ ДАЁТ человеку. В этом случае используются способность запомнить, сохранить и через некоторое время воспроизвести четыре числа к полному удовлетворению всех сторон — в школе и институте ставят «5». Но понимание здесь подменяется запоминанием.
Правильный ответ: «это числа из ряда Фибоначчи, в котором перепутан порядок следования» (выход за пределы непосредственно данной информации — понимание). Понимание позволяет самостоятельно упорядочить, вспомнить, предположить в будущем, применить на практике то, что следует из всего лишь четырёх чисел. Если память характеризуется произвольностью, объёмом, долговременностью запоминания, точностью воспроизведения и т. п., то понимание имеет четыре вида, каждый из которых различается по трём критериям, что в совокупности даёт двенадцать (!) типов понимания.
Виды понимания, исходя из трудов А. И. Юрьева, с которым я полностью согласен в этом вопросе — подразделяются на:
- 1) Восстановление разрушенной информации по эмоциональному критерию.
- 2) Восстановление разрушенной информации по логическому критерию.
- 3) Восстановление разрушенной информации по эмпирическому критерию.
- 4) Воспроизведение предшествующей информации по эмоциональному критерию.
- 5) Воспроизведение предшествующей информации по логическому критерию.
- 6) Воспроизведение предшествующей информации по эмпирическому критерию.
- 7) Предвосхищение последующей информации по эмоциональному критерию.
- 8) Предвосхищение последующей информации по логическому критерию.
- 9) Предвосхищение последующей информации по эмпирическому критерию.
- 10) Реализация предъявленной информации по эмоциональному критерию.
- 11) Реализация предъявленной информации по логическому критерию.
- 12) Реализация предъявленной информации по эмпирическому критерию.
Первый вид понимания — «восстановление разрушенной информации». В данном случае это восстановление порядка предъявленного числового ряда (21, 89, 114, 377), а потом вычисление пропущенных чисел ряда Фибоначчи (34, 55, 144, 233) и указание всего ряда в правильной очерёдности — 21, 34, 55, 89, 144, 233, 377, чего в непосредственно данной информации НЕ БЫЛО (каждое число ряда Фибоначчи равно сумме двух предыдущих чисел — закономерность). Смотрим под этим углом на сегодня происходящее — практически вся информация, в том числе и политическая, предъявляется обществу «разрушенной» из-за своей сложности, умышленно или по неумелости. Сообщения о политических явлениях всегда отрывочны, запутаны и могут быть поняты при понимании закономерности их возникновения, что позволяет восстановить их логический порядок и недостающие части. Для этого необходимо знание из теории политики чего-то аналогичного законам ряда Фибоначчи. В данном случае это можно приравнять к целеполаганию политики. Но выводы всё равно будут не верны, потому что нет понимания тех изменений, которые идут и той информации, которая реальна. На это политические аналитики в настоящем времени не способны.
Второй вид понимания — «воспроизведение предшествующей информации». В нашем примере это указание всех чисел ряда Фибоначчи,предшествующих первично предъявленным: это 1, 2, 3, 5, 8, 13, которых не было непосредственно в данной информации. Аналогичным образом все политические события и организации имеют предопределившую их многовековую предшествующую историю. Без знания закона «предопределения» конкретных событий немыслимо правильно понять краткие сообщения о текущем происходящем. Целесообразность событий и политики может пониматься только в подобном контексте. Это работа из(с)торика в прошлом времени. Но мало кто из них, из(с)ториков читал (познал) труды Н. Морозова об этой самой — из(с)тории.
Третий вид понимания — «предвосхищение последующей информации. Здесь — перечисление чисел ряда Фибоначчи, следующих после 377: 610, 983, 1589, 2572 и т. д. до без(с)конечности.
Дать политический прогноз, исходя из непосредственно данной информации, без владения ключом к ней (вроде закона ряда Фибоначчи) ДЕЛО НЕМЫСЛИМОЕ. В политике есть своя логика, такая же строгая, как математическая, и не может быть событий, не предопределённых некоторым психологическим законом их появления. В нашем примере это близко к целенаправленности политики. А если быть точнее, то определённым вектором цели, реализуемым в рамках СУ и непосредственно через людей, людей с конкретным генотипом Мозга. Но всё равно — равно предположению и не более того, потому что нет понимания процессов, идущих вне желания людей. Нет познания той информации, которую знают те, кто встал на путь истинного познания. Это работа политического футуролога в будущем, но, как видите, — она тоже не может быть реальной.
Четвёртый вид понимания — «реализация предъявленной информации». Ряд Фибоначчи имеет в основе «золотое сечение» (деление единичного отрезка в отношении 0,618). Оно является всеобщим законом мира живого и неживого, обеспечивающим его устойчивость и гармоничность.
Например, эстетическое впечатление от лица человека определяется соблюдением отношения ширины лица к его длине, которое в идеальном случае должно составлять 0,618. Учёт золотого сечения необходим при создании совершенных предметов быта, архитектурных сооружений. Целеустремлённость политики связана с этим вариантом понимания, но только в опоре на подлинную информацию происходящих процессов. Это работа политтехнолога, использующего и прошлое, и настоящее, и будущее политического процесса. Но и она тоже сегодня — вне реального воплощения действительного.
В реальной жизни любая, непосредственно предъявляемая информация, предназначена для практического поведения лица, её получившего. Информация имеет только одно назначение — она является самым жёстким и самым «невидимым» средством воздействия. Без знания некоего скрытого существа предъявленной информации, поведение, в том числе и политическое, её получателя — будет упрощенным и ошибочным, существа так же скрытого, как скрыто от НЕ ИНТЕРЕСУЮЩИХСЯ ЧИТАТЕЛЕЙ значение отношения 0,618 в природе, геометрии, стратегии игр, теории поиска, периодизации жизни человека и др.
Числа ряда Фибоначчи тесно связаны не только с решением квадратных уравнений и с «золотым сечением», которому подчинены пропорции всех минеральных, растительных и культурных форм. Есть ещё и критерии понимания, которые позволяют понимать окружающую действительность всем, независимо от уровня образования и культурного развития. Человек испытывает эстетическое наслаждение от наблюдающейся связи числовых закономерностей и законов природы или страх, если эта закономерность нарушена, но он не понимает, в чём дело. Это эмоциональный критерий понимания, который применяют пользователи текстов планшетов, мобильных телефонов и пр. Другие знают о законе Фибоначчи и используют это знание практически при создании архитектурных сооружений, проектировании автомобилей, в литературном творчестве. Это эмпирический критерий понимания для изготовителей информационных, технических, эстетических систем. Третьи, знакомые с теорией чисел ряда Фибоначчи, используют его для открытия всё новых его закономерностей и следствий из него. Это — логический критерий понимания для конструкторов политических, социальных, технических и других систем.
Нетрудно посчитать, что существует 12 видов понимания, каждый из которых позволяет извлечь из текста только одну двенадцатую часть его содержания. Понимание неразрывно связано с тем, что надо точно знать, ЧТО ТЫ ИЩЕШЬ в тексте. Ты его находишь и извлекаешь, и используешь, но при этом 11 смыслов текста из двенадцати остаются неизвестными для тебя, словно их в тексте и не было. А ОНИ ЕСТЬ — экспериментально доказано, что они есть.
Все типы и критерии понимания информации на примере ряда чисел Фибоначчи:
- Восстановление разрушенной информации по эмоциональному критерию.
- Восстановление разрушенной информации по логическому критерию.
- Восстановление разрушенной информации по эмпирическому критерию.
- Воспроизведение предшествующей информации по эмоциональному критерию.
- Воспроизведение предшествующей информации по логическому критерию.
- Воспроизведение предшествующей информации по эмпирическому критерию.
- Предвосхищение последующей информации по эмоциональному критерию.
- Предвосхищение последующей информации по логическому критерию.
- Предвосхищение последующей информации по эмпирическому критерию.
- Реализация предъявленной информации по эмоциональному критерию.
- Реализация предъявленной информации по логическому критерию.
- Реализация предъявленной информации по эмпирическому критерию.
Все вышеперечисленное крайне важно потому, что процесс мышления, осмысления содержания текста включается только вместе с его пониманием. Надо отдельно сказать, что само мышление, в том числе и политическое, понимается сегодня совсем не так, как буквально десять-двадцать лет назад. Я считаю, что нужно действовать, стремясь к прояснению и реализации смыслов. Мышление — больше не отстранённое наблюдение, а практический эксперимент по обнаружению или реализации смысла, а действие — вовлечение других в развитие (всё существует до тех пор, пока развивается), осмысленное собирание целого. Будущее — не источник ужасов и угроз, а ПОСТАВЩИК ВОЗМОЖНОСТЕЙ. Если мы действуем в логике развития, у нас — огромное количество сторонников, и мы делаем мейнстрим1 или принадлежим ему. Мы должны быть соучастниками развития, создавать пространство для практических экспериментов. Главное — не жить в тотальном недоверии к миру, в «кольце врагов» (хотя и не следует путать доверие и простодушие, последнее — не лучшее руководство в жизни), не воевать со всем миром, а быть к нему лояльным, т. е. внимательным и кооперативным. Мышление, на мой взгляд, — ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ НАГРУЖЕННОСТЬ действия — важное условие успешности действия. Гибкое действие, если оно не сводится к хаотическим реакциям на внешние раздражения, требует предельно широкого видения. Без рефлексии (представления себя в постоянно расширяющемся мире) и без понимания (знания, собранного в модель) гибкое действие невозможно. Если в организации или обществе «интеллектуальное поражено в правах», то эта организация или общество — плохие строители мира, скорее тараны для него или часть паникующей публики, носящейся за лидерами. Это и есть наследство, оставленное нам в рамках Старой Системы управления.
Сегодня нам всем при получении информации (не важно, что является её источником) нужно стремиться к тому, чтобы понимание стало опорой в современном представлении о мышлении, которое должно быть обязательно вовлечено в процесс собственного познания, считайте — к проведению своего собственного исследования и формулированию рекомендаций для своего же осмысления и познания. Это позволит избежать желания «уйти» в так называемую эзотерику, связанную со всевозможными учениями и «познаниями», которыми пестрит и интернет, и многие передачи на ТВ, и огромное количество изданных книг, — и понять всю никчемность этого пути. Не для уточнений необходимо понимание, а для понимания нужны уточнения. Потому что получение информации — это предпосылка к пониманию. Вот такие мысли появляются при «прочтении-понимании» писем людей, высказавших своё мнение относительно мной написанного. И я искренне им благодарен. Здесь я постарался дать некие краткие «инструкции» в понимании и познании не только моих текстов книг и статей, но и Н. Левашова, как основы и начала Новых знаний, и других русских учёных, на информацию которых опирался и опираюсь для системного и эффективного использования на практике. Серию статей 369, которую недавно начал писать и в которой задумано дать факты, мнения, оценки и рекомендации в сегодня происходящем и конечно же в том числе и статьи 11 и 12, которые явились толчком для написания этих разъяснений, — уже можно представить как ряд чисел 21, 89, 114, 377, но правильная работа с этими текстами позволит восстановить пропущенные числа 34, 55, 144, 233 (о чём пока умолчал!), а потом и отсутствующие в статьях 1, 2, 3, 5, 8, 13 (что было давно и что описано в уже опубликованных книгах и статьях!) и 610 , 983, 1589, 2572 и т. д. (что будет в скором будущем!). А что есть, и что будет — это отдельный разговор, который не умещается в этой статье.
Вот в этом и есть так называемый «секрет послойного изложения информации», который использовал и Александр Хатыбов и Николай Левашов и которому Николай научил меня — читаем текст, потом перечитываем его и открываем для своего познания новые и новые моменты, НЕ ОТКРЫВШИЕСЯ при первом прочтении, потому что Мозг НЕ БЫЛ ГОТОВ принять и осмыслить: не сам текст, а глубину информации, которую текст несет в себе. А ключ простой — прочтение, осмысление, определение непонятного, которое будет открыто в следующем внимательном прочтении с опытом предыдущего прочтения. И с каждым новым прочтением приходит более глубокое понимание изложенного.
Мы продолжим этот разговор в серии статей 369.
07.06.2021
Ф. Шкруднев
1 Мейнстрим (англ. mainstream — «основное течение») — преобладающее направление в какой-либо области (научной, культурной и др.) для определённого отрезка времени. Часто употребляется для обозначения каких-либо популярных, массовых тенденций в искусстве для контраста с альтернативой, андеграундом, немассовым, элитарным направлением.